Педагог-психолог: Митина Ольга Александровна
Цель деятельности педагога-психолога нашей ДОО - создание условий, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников детского сада, что является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и рассматривается как условие реализации основной образовательной программы ДОО.
Задачи:
1. Содействие личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению и развитию.
2. Осуществление адаптационных мер при переходе детей из домашней среды в условия ДОО.
3. Проведение диагностики детей с целью выявления особенностей развития и учета в дальнейшей коррекционно-развивающей работе.
4. Создание условий, содействующих предупреждению дезадаптационных состояний при переходе детей к школьному обучению.
5. Формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребёнком или в интересах собственного развития.
6. Повышение ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей, расширение психолого-педагогических знаний и умений родителей по оптимизации детско-родительских отношений.
7. Участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса ДОУ.
Для обеспечения эффективной психологической работы имеется:
-специально оборудованный кабинет с выделенными зонами для проведения индивидуальных и подгрупповых форм работы, который оформлен в соответствии с требованиями ФГОС и рекомендациями Министерства образования и науки РФ;
-наличие необходимого психодиагностического инструментария для обследования детей раннего и дошкольного возраста, профессиональных способностей воспитателей, личностных особенностей родителей и детско-родительских отношений;
-наличие дидактического материала и методических пособий для проведения коррекционно-развивающей работы;
-наличие обязательных нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога-психолога;
-наличие основной документации педагога-психолога: график работы, журнал учета групповых форм работы, журнал учета индивидуальных консультаций и коррекционных занятий, протоколы психологического обследования, карты психолого-педагогического сопровождения детей и т.д.;
-методические разработки и материалы для психологического просвещения и консультирования.
Поставленные цели и задачи реализуются путём следующих направлений работы, согласно основным направлениям психологического сопровождения образовательного процесса:
1. Психологическая диагностика.
Цель: получение информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития.
Направление включает в себя:
· Обследование детей для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка по запросам педагогов либо родителей (законных представителей).
· Диагностика воспитанников с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации коррекционно-развивающей работы в группах.
· Психодиагностическая работа в период возрастных кризисов 3-х и 7-ми лет.
· Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей 6-7 лет
· По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Развивающая работа и психологическая коррекция.
Данное направление реализуется по следующим разделам:
1. Развивающая работа по коррекции проблем в развитии детей.
2. Развивающая работа в периоды возрастных кризисов 3-х и 7-ми лет.
3. Развивающая работа в период адаптации ребенка к ДОО.
4. Развивающая работа по подготовке старших дошкольников к обучению в школе.
Педагогом-психологов разработан и успешно функционирует цикл коррекционно-развивающих занятий для детей подготовительных групп «Школа дошколенка». Цель: интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений.
С 2016 г. реализуется авторский цикл занятий для детей старших речевых групп «Маленький вундеркинд». Цель занятий: развитие познавательных процессов детей. Задачи: развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, речи; развитие тонкой моторики и пространственной ориентации; - формирование адекватной самооценки у детей, снижение уровня тревожности, повышение уверенности в своих возможностях.
3. Психологическое консультирование участников педагогического процесса.
Данное направление включает в себя следующие разделы:
1. Консультирование по проблемам трудностей в обучении.
2. Консультирование по проблемам детско-родительских отношений.
3. Консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе.
4. Консультирование по проблемам адаптации / дезадаптации детей.
5. Консультирование по проблемам раннего развития детей.
6. Консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Педагогом-психологом используются различные формы реализации данного направления работы:индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, психологические тренинги, информационные материалы в родительском уголке, на сайте ДОО и т.п.
4. Психопрофилактика и психологическое просвещение.
Организация работы с семьей.
Формы работы педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.
I Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОО (группой).
Основные групповые формы работы, применяемые в нашем дошкольном учреждении:
· Дни открытых дверей.
· Групповые родительские собрания.
· Обследование семьи.
· Психологические игры, упражнения для родителей с элементами тренинга, которые вводятся в план групповых консультаций, собраний.
II. Индивидуальные формы работы с родителями.
· Индивидуальные психологические консультации и беседы.
III. Наглядно-информационная форма работы педагога- психолога с родителями. Эта форма работы играет роль опосредованного общения между психологом и родителями (Краткая тематическая информация в родительском уголке в групповых раздевалках «Советы психолога»; памятки для родителей; «Живой журнал «Делимся опытом»; размещение фото- и видео-материалов, методических материалов, консультаций на официальном сайте ДОО и группы нашего Консультационного центра в социальной сети вКонтакте).
Организация работы с педагогами.
Цель: создание в ДОУ условий для повышения профессиональных компетенций педагогов и молодых специалистов.
Задачи:
1. Обеспечить условия наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
3. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять вокруг традиций ДОО.
Формы и методы работы педагога-психолога с педагогами:
· Диагностика (ежегодно проводится анкетирование, опрос педагогов).
· Консультирование (индивидуальное, групповое).
· Работа по психологическому просвещению и психопрофилактике: теоретические семинары (доклады, сообщения); семинары-практикумы; ролевые игры, деловые игры; тренинги; дискуссии, диспуты; обсуждение открытых мероприятий; методические объединения и т.п.
В нашей ДОО педагогом-психологом проведены психологические тренинги для педагогов по следующим темам:
«Повышение внутренних резервов».
«Развитие эмоционального интеллекта».
«Конфликты между родителями и педагогами ДОУ- кто виноват?»
«Тренинг публичного выступления для педагогов».
«Все мы родом из детства».
«Счастье – это когда тебя понимают».
«Психология успеха» и др.
Главная задача психолога состоит в том, чтобы помочь организовать педагогический процесс как процесс свободного личностного развития каждого воспитанника в меру его индивидуальных способностей, интересов и склонностей.
5. Экспертная и методическая работа.
- Педагог-психолог является членом творческой группы по разработке Адаптированной образовательной программы дошкольного образования ДОО. Ежегодно разрабатывает и реализует рабочие программы по работе с детьми с нарушениями речи и зрения.
- Повышает свой профессиональный уровень, участвуя в различных обучающих курсах и семинарах, в т.ч. дистанционных вебинарах.
- Представляет свой опыт на методических объединениях, семинарах-практикумах, в пуликациях на различных уровнях.
Педагог-психолог является участником Консультационного центра, который функционирует в нашей ДОО с 2016 года. Центр призван оказывать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в дошкольных учреждениях, а также помочь гармоничному развитию детей, обеспечить доступность дошкольного образования для детей, не посещающих детский сад по разным причинам.
Цель создания консультационного центра – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям, поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОО.
Задачи консультационного центра:
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и детям, не посещающим дошкольное образовательное учреждение, для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в общеобразовательные учреждения;
- создание условий для успешного прохождения каждым ребенком адаптации при поступлении в детский сад;
- оказание помощи семьям в вопросах социализации детей раннего возраста.
В рамках работы консультационного центра проводятся обучающие мастер-классы для родителей по развитию детей раннего возраста, индивидуальные консультации и занятия, а также занятия с детьми,направленные на облегчение процесса адаптации к ДОО.
В кабинете педагога-психолога оборудована и успешно функционирует сенсорная комната, занятия в которой проводятся по авторской программе «Чудеса волшебной комнаты».
Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи:
- профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
- создание положительного эмоционального состояния;
- формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
- облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
- формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии; - развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом (у детей);
- развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления (у детей).
Ожидаемые результаты:
- дети приобретут навыки произвольной саморегуляции;
- у детей снизится уровень тревожности, агрессивности;
- у детей сформируются умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, взаимодействовать в группе, достигнут состояния расслабления.
Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте Образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) воспитанников.
ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ